Как добраться

e-mail: zentrlotos@yandex.ru
8 906 770 06 94 без выходных


Цветок лотоса является символом духовной чистоты, совершенства и красоты, благополучия и процветания
Эпитет «золотой» подчёркивает непреходящую ценность этих понятий

 
 

  Ответы Пола Джаффи на вопросы

 

-…Как можно разбавить концентрацию неприятных ощущений во время медитации?


Есть много стратегий. Одна из них – сначала осознать эти формации (ощущения) и позволять им успокаиваться. Мягко предложить им, чтобы они успокоились.

Ещё одна стратегия: если есть в теле то место, которое чувствует себя хорошо, то можно сконцентрироваться на этом хорошем, приятном или лёгком чувстве и позволить ему расшириться. Перенести это ощущение на все необходимые зоны.

Также можно взять энергетический подход: например, когда хочется спать, можно исследовать сонливость. Что это такое? Это в моих глазах? В моих веках? Или в уме, или в теле? Или это в моих клетках? => Что это?

Также, если чувствуется сонливость, можем ли мы все равно сохранять ум ясным? Не мешает ли сонливость наблюдать? Это расширит наше сознание. Через это наблюдение мы уже можем быть не такими сонными.

Таким же образом мы можем исследовать и напряжение, и боль. Задайтесь вопросом, до какой степени доходит напряжение, насколько оно сильное, есть ли у него цвет? И если цвет есть, то какой? И вообще, откуда я знаю, что это боль? Что мне позволяет определить это ощущение как болевое? Наверное, в этом должны участвовать нервы? А где эти нервы, которые посылают эти болевые сигналы? И так далее.

Нужно исследовать это детально и задавать вопросы.

Можно применить еще один подход: вызвать воспоминание о приятном опыте. И посмотреть – можно ли изначально неприятный опыт заменить на приятный.

Или! Можно сказать: у меня есть эта боль. Также и все рядом сидящие люди тоже испытывают боль, может быть даже прямо сейчас. Это дает связь с другими человеческими существами. Это дает возможность понимать состояние другого существа, у которого возникла боль. Это даёт возможность понять, каково ему сейчас. Так развивается сострадание.

 Боль также  может помочь бодрствовать и не терять наблюдательность в медитации.

 Таким образом, есть множество методов. Главное  - иметь уверенность в своем собственном уме, своем собственном интеллекте. Это возможность быть исследователем, учёным. Можно последовательно опробовать все эти методы, по методу в день. Так можно день за днём исследовать этот вопрос.


Для чего нужна медитация?

Если мы используем медитацию как инструмент на пути к свободе, то нужно применять его для исследования всех жизненных ситуаций. Если мы будем медитировать только когда это приятно, мы потеряем возможность распутать сети причинности, которые порождают неприятные ситуации. Мы не сможем получить опыт проживания этих ситуаций такими, как они есть, – то, что я называю «голый опыт», не опосредованный «мной» и моим желанием изменить его, или идеей того, какой эта ситуация должна была бы быть.

Просто переживание того, как это на самом деле есть. Когда я понимаю, что, что бы я ни переживал, не формирует «меня», тогда внутри любого опыта обнаруживается умиротворённость. Опыт это просто опыт. Я позволяю ему быть тем, чем он является, не разделяя на части и не отвергая. Тогда, оставаясь по-прежнему не очень приятным, он становится частью Единого Поля Сознания – открытого, умиротворённого, обширного. И тогда посреди любого опыта или переживания, каким бы оно ни было, есть покой. 

Я не уверен, что вы сейчас понимаете, о чём я говорю. Но я хочу сказать, что, даже если в теле боли, ум болтает сам с собой, эмоции в смятении выталкивают друг друга - если вы принимаете весь этот опыт, не загораживаясь мыслями о том, как на самом деле должно быть, наступает спокойствие. И если в этом Поле Объединённого Сознания возникают неприятные переживания – они теряют свою силу. Негативные привычки тела и ума становятся слабее.

Если происходит нечто нежелательное, но я принимаю это всё, включая собственные переживания по этому поводу, без осуждения: «мне нельзя сердиться», а просто: «здесь гнев». Если я переживаю эмоцию как эмоцию: «имеет место такая-то активность, а вот моя реакция на неё, а вот напряжение в теле», то слой напряжённости слетает со всей нервной системы. Тенденция реагировать определённым образом ослабевает. Если мы живём в Объединённом Поле Сознания и понимаем, что жизнь это процесс, то всякий раз, когда в это поле попадает негативная реакция, она теряет часть своей силы.

Поэтому мы применяем медитацию не только для накапливания приятных переживаний, но и чтобы следовать по пути понимания и освобождения. Для этого нужно развивать такое осознавание во все моменты жизни. По мере того, как мы будем это делать, жизнь будет становиться всё ярче, умиротворённее, все переживания станут более полными и более цельными. Если же мы будем отсекать или подавлять всё неприятное, жизнь не станет спокойнее или яснее.   

 

О непостоянстве и смерти как стимуле к духовному поиску (отрывки из лекции)

… Хорошо заниматься йогой, иметь хорошее здоровье и чувствовать себя хорошо. Но мы не может контролировать всё. Обстоятельства меняются, и мы не знаем, каким образом они поменяются.

Будда говорил людям идти на кладбище и собирать лохмотья с трупов, тщательно вычищать их, сшивать вместе, отбеливать и носить в качестве монашеского одеяния. Это означает, что каждый, кто хотел учиться у Будды, начинал с того, что сталкивался лицом к лицу со смертью, получая крайне реалистичное представление о том, что такое жизнь. Некоторые скажут, что это очень мрачная тема, но я так не думаю. Когда мы понимаем, что мы находимся здесь очень недолго, в каком-то смысле это избавляет нас от очень многих забот.

Проблема в том, что мы в глубине души считаем, что мы будем здесь вечно. В нас живёт ощущение, чего-то неизменного в основе нашего существа – застывшей идентичности, которую мы и называем «я». Когда же мы исследуем наш опыт напрямую, мы обнаруживаем нечто обширное, и как бы мы ни пытались это «присвоить», у нас ничего не получается. Это нечто, что превосходит всё,  мы называем «я». И, если мы сформируем некую застывшую идею о том, что же это, - то это выйдет за пределы и этой идеи тоже.

Итак, Будда говорил своим ученикам собирать лохмотья с трупов, чтобы получить непосредственное переживание того, что является частью жизни. Кто-нибудь из вас когда-нибудь смотрел в глаза мёртвому человеку?  


 … Вы же иногда медитируете во время занятий йогой? Я уверен, что иногда вы впадаете в очень приятные состояния. Есть множество разных состояний самадхи, состояний погружённости и блаженства, которое может быть очень интенсивным или тонким. Вне сомнения, стоит переживать их и накапливать эти переживания. Будда пережил все блаженные состояния, которые были доступны через учения его времени, но сказал: всё это приходит и уходит. Что же ещё есть там? И он продолжал поиск… 

 

 

 

Кундалини йога: теория и практика e-mail: zentrlotos@yandex.ru
г. Черноголовка, ул. Береговая, 24

© 2010 ExpressSite.ru